uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Categories:

про жилище

Цитата из лекции Джона Рёскина (John Ruskin) "Отношение искусства к пользе".
116. Добившись здоровой пищи и одежды, мы должны отвоевать и третье - жилище.
[Spoiler (click to open)]Я уже сказал, что лучшие творения архитектуры есть не что иное как пышно возвеличенная кровля. В самом деле Ватиканский собор, нефы Реймсского и Шартрского соборов, своды и арки их приделов, могильные склепы и шпицы колоколен, - все эти разнообразные формы вытекают из потребности надежно укрыть пространство от зноя и дождя. Мало того - как я уже пытался доказать в "Камнях венеции", все эти прекрасные формы развивались в светских и частных постройках и только после этого были в грандиозных размерах применены в культовых сооружениях. Наши современные архитекторы, как вы могли заметить здесь, в Оксфорде, и в других местах, не знают, по-видимому, что им делать с крышами. Будьте уверены, что если перекрытия правильны, то все хорошо. Есть два способа делать правильные перекрытия. Во-первых, всегда делайте их деревянными или каменными, а не железными, а во-вторых, постарайтесь, чтобы в каждом городе сначала возводились маленькие кровли, а потом большие, и чтобы каждый нуждающийся в крове получил его. Мы должны добиться, чтобы каждый ощущал в нем потребность, то есть в не слишком преклонном возрасте люди должны желать родного крова, с которым им уже никогда не захочется расстаться; этот очаг должен соответствовать их житейским привычкам и по мере приближения смерти становиться все более удобным для них. Люди должны желать, чтобы их жилища были устроены как можно более прочно, чтобы они были изящно меблированы и убраны, располагались в приятном месте, где ярко сияет солнце, где чист воздух, наконец, чтобы каждый сам выбирал себе место, как это делают ласточки. Когда же дома в городах сгруппированы, жители должны обладать сознанием гражданской солидарности настолько, чтобы подчинить архитектуру зданий общим законам, а также из гражданской гордости стремиться к тому, чтобы совокупность всех зданий представляла одно прекрасное целое, а не что-то ужасное. Несколько недель тому назад один английский священник, магистр нашего университета, человек средних лет, обладающий здравым смыслом без излишне сентиментальности, упомянул - без всякого отношения к предмету нашей с ним беседы, - что не может проехать по Лондону, не закрыв глаза: он боится, что, взглянув на эти подобные глыбам дома с проходящей по окраинам железной дорогой, от ужаса лишится способности заниматься своими делами.
117. Невозможно - я только в более продуманной форме повторяю то, что писал двадцать два года назад в последней главе "Семи светочей архитектуры",

- невозможно существование истинной нравственности, счастья и искусства в стране, где подобным образом строятся, или вернее, собираются и разворачиваются дома. Безобразные районы портят всю страну, будто испещряют ее лицо угрями и язвами, и губят ее. У вас должны быть красивые города, как бы кристаллизовавшиеся в нужные рамки, а не грубо сваленные в них. Они должны быть небольшими и не должны изрыгать из себя в омут позора грязных подонков. Каждый из них следует опоясать полосой освященной незастроенной земли, окружить гирляндами садов; они должны быть полны цветущих деревьев и нежно журчащих ручейков.
Это невозможно! - скажете вы. Может быть. Но мне нет дела до возможности или невозможности; я знаю только, что это необходимо...

Джон Рёскин прочитал первый раз цикл лекций по искусству в Оксфорде в 1870 г.
Tags: XIX век, silva rerum, Джон Рёскин, интерпретации, урбанистика, читательский дневник, что то в этом есть
Subscribe

  • 500 лет назад

    Принято считать, что Реформация началась в момент, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям храма в Виттенберге, где проповедовал. Известна…

  • О школьном театре

    Stanisław Windakiewicz, Teatr kolegiów jezuickich w dawnej Polsce Станислав Виндакевич на 4 странице пишет, изучал в Ягеллонской библиотеке…

  • Практики душеполезного чтения (1)

    Memoria brevis fratrum coadiutorum Societatis Iesu. Так по латыни называется книжка Альберта Вийюк-Кояловича, изданная в 1675 г. в типографии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments