uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Categories:

Практики душеполезного чтения (1)

Memoria brevis fratrum coadiutorum Societatis Iesu. Так по латыни называется книжка Альберта Вийюк-Кояловича, изданная в 1675 г. в типографии Виленской академии. Автор, по-польски, не Альберт, а Войцех, а книга по-польски называется Pamiątka krotka braciey koadiutorow Societatis Iesu świątobliwie zamrłych.
Книга содержит краткие жизнеописания благочестиво умерших братьев-коадьюторов для назидания живущих.
Коялович книгу писал специально для братьев Литовской и Польской привинций, не умеющих читать по латыни. При этом примеры брал из разных латинских душеполезных текстов орденских авторов. Географическое пространство, где действуют герои книги, глобально. На данный момент прочитано только два месяца из двенадцати, а упомянуты: Италия, Испания, Франция, Германия, Мексика, Перу, Япония, Индия, Филиппины.
Потихоньку складывается образ благочестивой смерти и благочестивой жизни.
Не хочется сравнивать с "рассказами" об успехе из фейсбучной ленты. Успех важен при жизни. А Коялович считал успехом благочестивую смерть. Видимо, в тот момент, когда Коялович писал свою книгу происходила перемена ценностей. В одной из книг об иезуитском театре было упомянуто, что в конце 17 века начали меняться финалы пьес. Положительный герой стал переживать триумф при жизни, а не после смерти.Книга Кояловича, возможно, была попыткой остановить процесс смены культурных ценностей, который происходил не только во вне ордена, но и внутри. Хотя он об этом не пишет. Просто отмечает в предисловии, что ее писал книгу под заказ.

Отобранные Кояловичем герои для подражания до вступления в орден ведут себя по-разному.
Первый пример: Ян а Фонте из Арагона. До вступления в орден был поденным работником. При этом он часто молился, исповедовался и регулярно принимал причастие. Еще один необычный для поденщика факт. Свой заработок он употреблял на то, чтобы покрывать содержание и одевать некоего молодого человека, посещавшего школу, чтобы в последствии тот стал священником или вступил в какой-нибудь орден. Эту благотворительность Яна Господь Бог вознаградил тем, что зажег в сердце горячее желание вступить в орден иезуитов. В 1556 г. его приняли братом-коадъютором, то есть для физического труда по обслуживанию орденского дома. Этим трудом он занимался в ордене тридцать два года. В старости просил настоятелей, чтобы умирать его отправили среди молодых. Его перевели на обслуживание дома новициата в Вилларегиум (не знаю, где это). И там он 1 января 1589 г. благочестиво умер.
В случае Яна а Фонте примечательно, что он был долгожителем. Трудно сказать, какой возраст имел ввиду Коялович, когда писал, "дорос до сильных лет и пришел в Комплют" и там стал работать поденщиком. Но в орден он точно вступил очень взрослым. В этом примере, который почему-то напомнил мне о Буратино и папе Карле, проявляются первые признаки благочестивой смерти. Она должна быть контролируемой. Благочестиво живущий человек умирает там, где хочет.
На этом пока прерву заметки.
Tags: sj, Коялович Альберт Вийюк, коадъюторы, отцы-иезуиты
Subscribe

  • 500 лет назад

    Принято считать, что Реформация началась в момент, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям храма в Виттенберге, где проповедовал. Известна…

  • О школьном театре

    Stanisław Windakiewicz, Teatr kolegiów jezuickich w dawnej Polsce Станислав Виндакевич на 4 странице пишет, изучал в Ягеллонской библиотеке…

  • О контексте.

    Читая «Филомат в Империи» Александра Федуты, на странице 97 уперся в одно замечание в показаниях Францишка Малевского: «Кажется мне, что в 1820-м…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments