uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Categories:

Лытдыбр

Когда ледяная корка на тротуаре посыпана песком и ты не падаешь, это, несомненно, хорошо. Но если в песок добавлено что-то, что, будучи поднято колесами в воздух в виде взвеси, заставляет вспухнуть носоглотку и голосовые связки, то это не хорошо. В нашей многоэтажке соседи за стенкой стали громко кашлять два дня назад, сразу после посыпки реагентом первого приступа гололеда. Раньше думал, почему они неделями не лечатся? Сейчас, сидя со вспухшим нёбом, глотая антигистаминное, смею полагать, что они, как и я, не простужались.

Не располагающее к гойсанью на дворе надворье ожидаемо располагает к чтению. Занятия последних дней побудили прочитать седьмое письмо Платона.
Настолько знаменитый был человек, что ему и фамилии оказалось не нужно. Двадцать четыре века назад жил, а его о сих пор по имени помнят.

Письмо номер семь Платон написал тирану Сиракуз Дионисию младшему. Вот того-то знают только специалисты. Есть подозрение, что знают только из-за того, что ему Платон письмо написал. В свете вяловзбрыкнувшей в сети в преддверии очередного школьного выпуска дискуссии о судьбах белорусской системы образования это письмо Платона выглядит ну просто революционно свежим.

Платон пишет Дионисию, что рад, что тот стал обладать огромной властью и хочет править, как мудрый философ. Приятно так же, что это желание побудило Дионисия позвать Платона. А вот дальше Платон длинно и уклончиво излагает то, что Дионисию вряд ли понравилось, будь оно сказано прямо: "А вот на кой ... мне к тебе приезжать, если ты учиться философии не собираешься?" А дальше следует самое вкусное.

Платон рассказывает, что значит "учиться". Сначала надо привыкнуть к названию изучаемого предмета. Много раз его произнести. Вот, как дети, произносят название, не понимая сперва, что оно означает. Затем следует совершить переход к определению той вещи (предмета), которая называется произносимым словом. Третьим шагом познания будет способность ее изобразить: нарисовать, написать иероглиф или буквы, показать руками, телом и т.п. И вот после этого, когда человек может стереть изображенное, а оно остается с ним, то есть внутри его, он может начать оперировать понятиями и заниматься науками и философией. "А если этих ступенек не было, то о чем говорить? - спрашивает Платон. - Поэтому, готов ли ты, Дионисий, общаться со мной, усваивая понятия так, как я их усваивал?"

Не буду говорить за докторов педагогических наук, но по-моему, процесс познания не изменился за двадцать четыре века. Об этом же говорит рупор белорусского репетиторства Евгений Ливянт. Но кто его слушает? Почти никто. Только разумные родители. Они отдают ему детей, как некогда отдавали Платону.

Если ученик только узнает картинки и тыкает курсором в тест на экране или ставит галочку на бланке, то он остается на первой ступеньке познания и никакого образования нет. Это же относится к студентам. Сидит такой напротив. Не собеседник, а мешок слов. Он эти слова вылил на листочек со штампиком деканата и искренне не понимает, почему это нельзя считать ответом. Слова-то узнаваемые, они в тестах были.

В конце-концов, получив диплом, этот "мешок слов" приступает к работе. Работодатель плачет, но берет, потому как все такие, других нет. Если ему надо заполнять однотипные бланки - он какой-никакой работник. Если надо сделать малейший анализ, то... финиш, приплыли.

Конечно, не все такие. Светлые и любознательные студенты были, есть и будут. Но, чем меньше живого контакта учитель-ученик, тем их меньше. Отсюда вытекает платоновский критерий оценки любой реформы и любого инновационного метода обучения - увеличивается длительность контакта с живым учителем - хорошо, уменьшается - плохо. Если метод обучения не выстроен вверх по ступенькам познания, то и не метод этот, а так типа...
Tags: Дионисий младший, Платон, что то в этом есть
Subscribe

  • О теле

    Если человек впадает в химическую зависимость, то новую дозу химии требует тело. А какая тогда роль у души? Услышал на днях, что существует три…

  • О телесности

    В преддверии Пасхи сеть полнится мнениями о практике папы Франциска собственноручно омывать и целовать ноги разным людям. При этом забывается наказ…

  • Метафоры чтения

    Когда-то на занятиях по культурологии запала в память дефиниция культуры, как набора регулярностей. Не вспомню на ходу автора дефиниции. Хотя, даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments