uliaushuk

Category:

О телесности

В прошедший четверг в Минске в Институте истории НАН Беларуси прошел круглый стол, посвященный 200-й годовщине выдворения иезуитов из пределов Российской империи. Необычное послевкусие от мероприятия ощущается до сих пор.

1. Людей, сведущих в истории ордена иезуитов на белорусских землях, по прежнему не много. Ажитации не было. Но те кто был, тому было что сказать.

2. Первым прозвучало обращенное к собравшимся слово католического митрополита. Его озвучил отец-капуцин. В обращении говорилось о неоднозначности оценок деятельности ордена, о том, что она была и положительной, и отрицательной. И вот здесь захотелось возразить, что однозначность оценки возможна только в позитивистской механистической научной парадигме, построенной на простых причинно-следственных связях. Все гораздо сложнее и интереснее, чем ответ на вопрос хорошими или плохими были иезуиты.

3. Выступал вторым. Картинки из нашего с Сергеем Петровым доклада по-прежнему понятны узкому кругу людей. На круглом столе были археологи и эксперты Следственного комитета. Им было понятно, хотя не знаю насколько интересно.

4. Археологи и эксперты СК показали результаты работы с материалом раскопок прикостельного кладбища в Несвиже. Представили результаты генетической экспертизы, антропологической реконструкции внешнего вида и т.д. Очень интересно. Встал вопрос, почему у похороненных в Несвиже иезуитов были столь хорошие зубы, разительно отличавшие их от покоившихся рядом неиезуитов. Из-за практиковавшейся в ордене регулярной ротации кадров этот факт нельзя связать со свойствами места (например, с качеством воды в Несвиже). А о пищевых и санитарных практиках иезуитов известно мало. Только то, что накопал впс. Рассказал, что знаю, и дал ссылки.

5. О педагогике иезуитов говорилось. Но, опять же, вне социокультурного контекста педагогика иезуитов непонятна и нелогична. А о социокультурном контексте историками педагогики было сказано мало.

6. Почти в самом финале было выступление Тамары Викторовны Габрусь. Она говорила о происхождении и символике куполов на иезуитских храмах Беларуси. Свои аргументы она основывала на постридентской идеологической программе Католической церкви. Столь логично и разумно, что аж дух перехватило. Ой-как  многое стало на свои места.

7. Последний доклад касался вопросов передачи собственности иезуитов государственной казне по итогам их исхода в 1820 г. Поспорили немного по поводу оценок материальной выгоды обоих сторон.

Итог:

а) Абстрагируясь от конкретностей, дискуссия все время вращалась вокруг проблематики восхождения от физически ощутимой телесности к трансцендентности.

б) Живое общение исследователей (в физически ощутимом теле) намного плодотворнее взаимочтения статей.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded