uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Category:

О чтении и книгах слов несколько

Не помню, в котором, в девятом или в десятом классе мы на скорость считали на логарифмической линейке. (Математица умела возжечь в нас страсть к таким забавам :-). И я был один из лучших по скорости и точности ответа. Сегодня, если встречу линейку, то, конечно, узнаю сей артефакт, и даже расскажу про его назначение, но не смогу показать как им пользоваться.
Потом мы изучали счетную машинку "Феликс". (Оказывается, Феликсом ее звали в честь Дзержинского). Она стоила 13 рублей (две пары школьных ботинок), весила три с половиной килограмма и что-то там считала, если правильное число раз крутануть ее ручку.
Разница между логарифмической линейкой и арифмометром была в степени механизации расчетов. Феликс, в отличие от линейки, был все-таки сложным механизмом. Он стоял на учительском столе и,когда мы по очереди крутили его ручку, сам собой из одних чисел производил другие числа. Или, иначе, из одних знаков производил другие знаки.(Ведь сочетание цифр - это, несомненно, знак).
Компьютер сильно расширил репертуар преобразуемых знаков. Он предлагает мне почитать вслух текст на экране, в который я уставился. Мне лично это все еще диковато. Но студенты не заморачиваются и смело пользуются функцией "О`кей гугл". Им уже не нужен друг в кабинке туалета, начитывающий экзаменационный ответ на мобильник. Достаточно просто вслух прочитать вопрос из билета, например: "О`кей гугл, этапы управления маркетингом". А дальше остается только слушать и транслировать преподавателю ответ.
Возможно, через обозримое количество лет нынешние студенты, увидев бумажный учебник, опознают артефакт, но, как в случае с моей логарифмической линейкой, не смогут сказать, как им пользоваться.
Мне говорят: "Все есть в интернете". Согласен, все. Но тем и отличен бумажный учебник (textbook), что в нем есть не все, а только то, что нужно для усвоения в данный момент.
Учебнику, кстати, совсем не много лет. Около пятисот. У Уолтера Онга написано, что парадигму учебника разработал профессор Парижского университета Пьер де ла Раме, по латыни - Петрус Рамус. В те времена студентов учили устно на память. А стартап Рамуса убирал редундацию (необходимое при устном обучении избыточное повторение материала) и, тем самым, успешно лишал профессоров работы. Неудивительно поэтому, что заявившего о своем переходе в кальвинизм Рамуса коллеги очень быстро выжили из католического университета. В этот момент Рамус написал королю в своем проекте университетской реформы, в том числе и о возможности сокращения числа учащих. Король из всех положений реформы именно с этим тезисом безусловно согласен и даже стал его проводить в жизнь. Десяток лет спустя, бывшие коллеги с помощью студентов, как передает нам Вольтер, в Варфоломеевскую ночь поспособствовали убийству Петра Рамуса как самого выдающегося из гугенотов.
Я, конечно, сталкивался с тем, что сегодня называется электронным учебником. Но...
Tags: Петр Рамус, Уолтер Онг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 500 лет назад

    Принято считать, что Реформация началась в момент, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям храма в Виттенберге, где проповедовал. Известна…

  • текущие цитаты

    "Генрих Вёльфлин был тем самым ученым который стал впервые разрабатывать специальные методы искусствоведения самым систематическим основательным…

  • Лытдыбр

    29 апреля довелось участвовать в научной конференции, организованной Гродненским историко-археологическим музеем. Сказать, что получил удовольствие,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments