uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Categories:

500 лет назад

Принято считать, что Реформация началась в момент, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям храма в Виттенберге, где проповедовал. Известна дата - 31 октября 1517 г. В слове “прибил” слышен стук молотка. Хотя действительность была вряд ли столь радикальной. Ближе к реальности те, кто пишет, что Лютер “обнародовал” тезисы, разослав их своим образованным знакомым для последующего обсуждения. Тем не менее, “волны от брошенного камня” вошли в резонанс с другими факторами и листка с буквами хватило, чтобы понеслось… В начале мая 1521 года, выступая на Вормском рейхстаге Мартин Лютер окончательно разорвал свои отношения с иерархической Церковью, управляемой Папой Римским.

Примечательно, что о “стуке молотка в Виттенберге” повсеместно известно из школьных учебников, а вот какие звуки сопровождали рождение Контррефомации - знают немногие.

500 лет назад, 20 мая 1521 г., в двух тысячах километров на юго-запад от Виттенберга жители наваррского города Памплона в Северной Испании под угрозой ужасов штурма и разграбления перешли на сторону (сдались на милость) французских войск. Практически все. Кроме небольшого гарнизона укрывшихся в цитадели верных испанскому королю кастильских солдат под командованием Иниго Лойолы. Французских войск было много. И у них были пушки. У Иниго была только верность долгу и личная храбрость. Его бойцы не горели жаждой битвы, когда все вокруг сдались. Но Лойола их заставил вспомнить о присяге и сам вышел на стены. Штурм так штурм. Но и французам не спешилось рисковать собой на штурмовых лестницах. Они выкатили пушки. Испанская википедия пишет о шести часах обстрела. Другие пишут о нескольких залпах, последний из которых сбросил храброго идальго Лойолу со стены. Ангелы так поправили полет ядра, что оно Лойолу не убило, а перебило ноги. Он упал. Бойцы бросились к нему на помощь и к воротам - сдаваться. Примерно так выглядели события ровно пятьсот лет назад. День в день. С этого дня можно начать историю Контрреформации.

Зачем я об том пишу?... В свое время Лойола лично продиктовал секретарю воспоминания. Их позже издали под названием “Рассказ паломника о своей жизни” на множестве языков. Поэтому превращение отважного солдата и жадного людских утех гуляки Иниго Лойолы в религиозного аскета и генерала ордена иезуитов Игнатия Лойолу хорошо изучено. Тем не менее…

В Гродно в бывшем иезуитском костеле есть алтари в честь св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Борджиа. Но костел уж скоро двести пятьдесят лет как не принадлежит иезуитам и на месте иконографических изображений генеральных настоятелей Общества Иисуса находятся другие. Это сильно затрудняет понимание общего смысла алтарных композиций. А ведь изначально интерьер костела был дидактическим, то есть содержал в себе рассказ о чем-то очень важном для студентов иезуитского коллегиума. О чем же?


500-летие обороны Памплоны хороший повод восстановить значение алтарных фигур и изображений, тем более, что алтарь св. Игнатия Лойолы (тот, что в трансепте с изображением Святой Троицы в первом ярусе) напрямую относит нас к последствиям данного события.

Итак верхний ярус алтаря. Его венчают деревянные скульптуры св. Апостола Иоанна Евангелиста, Иисуса Христа с хоругвью и св. Иоанна Крестителя. В центре - живописное изображение чуда св. Петра, по бокам - скульптуры свсв. Петра и Павла.
О скульптурах - позже. А вот чудо св. Петра, согласно Деян. 3:1-9, состояло в следующем:
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. 2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. 3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. 4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. 5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. 6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. 7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; 10 и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.


Итак, действующие лица: неходячий с детства инвалид, апостолы Петр и Иоанн, а также “народ в ужасе и изумлении”. На ренессансных фресках капеллы Бранкаччи во Флоренции все они есть в наличии, а чудо совершается в блеске дня. В Гродно же в алтаре, посвященном св. Игнатию Лойоле, - только двое: юноша с перевязанной ногой на ложе и апостол Петр за его спиной. Вместо яркого дня - ночной сумрак. Из одежды - белая рубаха и мятая простыня. Босые ноги. Почему?

Вернемся на 500 лет назад в Памплону и вслушаемся в рассказ Игнатия Лойолы, вспоминавшем о себе, юном, в третьем лице. (На мой взгляд, перевод Андрея Коваля со староиспанского на русский изумительно точен):
“...Когда же настал день, в который ожидался обстрел, он исповедовался одному из своих товарищей по оружию. И вот, когда обстрел шёл уже довольно долго, одна бомбарда угодила ему в ногу, полностью её сломав; а так как осколок прошел через обе ноги, то и другая была тяжко поврежденаа.
Как только он упал наземь, защитники крепости тут же сдались французам, которые, овладев ею, весьма благосклонно отнеслись к раненому, обращаясь с ним вежливо и дружелюбно. После того, как он провёл в Памплоне дней десять-пятнадцать, его на носилках доставили в его родной край. Там он чувствовал себя очень плохо, и, когда созвали всех врачей и хирургов из многих мест, они решили, что ногу нужно опять сломать и сызнова поставить кости на свои места: как они говорили, то ли потому, что кости были дурно составлены прежде, то ли потому, что они разошлись по дороге, но сейчас они были не на своих местах, и излечиться так было невозможно. И снова устроили эту резню, в которой он — равно как и во всех прочих, каковые ему довелось претерпеть и ранее, и впоследствии — не вымолвил ни слова и ничем не высказал своих страданий, разве что крепко сжимал кулаки.
Ему становилось всё хуже, так что он не мог есть; были и прочие симптомы, указывающие обычно на приближение смерти. Когда же настал день святого Иоанна, врачи, весьма слабо веря в его выздоровление, посоветовали ему исповедоваться. Когда он принял Таинства, в канун дня свв. Петра и Павла, врачи сказали, что, если к полуночи не последует улучшения, то его можно считать покойником. Означенный больной всегда чтил святого Петра, и вот Господу нашему было угодно, чтобы в эту самую полночь его состояние стало улучшаться. Улучшение это продвигалось настолько быстро, что через несколько дней сочли, что смерть ему более не грозит.”

Мне кажется, что из текста понятно, почему с обеих сторон алтарного изображения находятся скульптуры свсв. Петра и Павла.

В изложении Игнатия сюжет предельно прост - “больной всегда чтил святого Петра, и вот Господу нашему было угодно, чтобы в эту самую полночь его состояние стало улучшаться”. Но стоит всмотреться в разворот фигур и напряженное зрительное общение Петра и больного юноши. И вспомнить, что в религиозной живописи босые ноги - символ отсутствия связи земным миром. Да и белая рубаха сама за себя говорит.
Зачем здесь ангелочек с ключами наготове? И скрученное мокрое от пота покрывало… И слипшиеся волосы…
А еще стоит вспомнить, что святой Петр - камень, на котором Христос строит свою Церковь. В свете этого обстоятельства живописное изображение в алтаре основателя ордена иезуитов обретает особый смысл.
Кому интересен этот смысл, может прийти в костел, когда нет службы и нет туристов, и сесть напротив в тишине и попытаться понять, о чем молчат эти двое в пиковой фазе смертельной болезни...

Что же касается сюжета с Лютером, то, как известно, 25 мая 1521 г. Вормский рейхстаг окончился оглашением эдикта, осудившего его как еретика. Это означало, что с утра 26 мая 1521 года с окончанием данной ему гарантии безопасности на время заседаний рейхстага Лютер оказался фактически вне закона. Но его не нашли. Инсценировав похищение, его укрыл в своем замке саксонский курфюрст. В результате Саксония стала оплотом лютеранства и десять поколений курфюрстов из династии Веттинов было лютеранами. Пока не пришел черед править в Дрездене и Виттенберге Августу Сильному. Этот курфюрст перешел в католичество и был избран королем польским и великим князем литовским под именем Август II. Как обязательно расскажут гродненские экскурсоводы, в 1705 году Август II Веттин вместе с Петром I Романовым почтили своим присутствием акт консекрации (торжественного освящения) костела св. Франциска Ксаверия в Гродно. Алтари, правда, были заказаны и изготовлены чуть позже, но и Август II, и, особенно, его сын король Август III во время пребывания в Гродно регулярно слушали Святую Мессу именно у иезуитов. Наверняка, как и мы, вглядывались в алтари.
Tags: sj, Август II Веттин, Август III Веттин, Игнатий Лойола, Мартин Лютер
Subscribe

  • О воспитании при Августе III (2)

    О рецепции учения Коперника в школе в XVIII веке кс. Енджей Китович пишет следующее: "Первыми пиары* что-то около 1749 года или чуть позже отважились…

  • О воспитании детей при Августе III (1)

    Жил в XVIII веке такой ксендз - Енджей Китович. Оставил после себя заметки о повседневной жизни в Речи Посполитой, которую застал в юности.…

  • Педагогическое

    Jędrzej Kitowicz [1728-1804], OPIS OBYCZAJÓW ZA PANOWANIA AUGUSTA III Об образовании детей с семи лет Некоторых более понятливых детей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment