uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Categories:

Запустные пирования

В книге В.И. Резанова "Школьные действа XVII-XVIII вв. и театр иезуитов: Из истории русской драмы" на с. 281 анализируется пьеса со следующим названием



Зигмунт Глогер в Старопольской энциклопедии пишет о запустах следующее.

Zapusty – польское название карнавала. Запусты тем отличаются от мясопустов (mięsopustów), что последнее название, происходящее от mięsa- (мяса) и opust- (оставление, прощание), применяется только для нескольких последних запустных дней. Запусты же обозначают все время от Нового Года и Трех Королей (Волхвов) до Великого поста... В жирный четверг краковские перекупщицы кружили по рынку и улицах города (с нем. schampern, schempern, ходить в запустных масках и приставать к прохожим). Так называемые запустные машкары,то есть известные в Западной Европе со времен средневековья карнавальные маскарады и переодевание в разные костюмы в Польше положили начало народным обычаям переодевания в костюм Жида, Цыгана, Дзяда (нищего), медведя, коня, козы, аиста и т.п. Мясопустные дни или "остатки" также звались "шалеными" (безумными) днями. Во всех постоялых дворах были танцы и гулянки. Незамужние девки и неженатые паробки втаскивали в корчму или постоялый двор колоду, где до той поры лили на нее воду, пока хозяин не откупался обильным угощением. А потом бабы скакали через эту колоду "на лен", а мужики хозяева "на овес", приговаривая, что, кто, чем выше подпрыгнет, тем выше будет у него лен или овес. Пишущий эти строки помнит, как некий профессор, купив себе село на Подляшьи, возжелал поближе присмотреться этому обычаю народа, но лишь показался в дверях корчмы, как веселые и хмельные бабы подхватили своего помещика и заставили его прыгать через пень посреди избы, пока ведром пива не откупился. В народе говорят, что в запустный вторник (перед началом поста, который начинается в пепельную среду - В. Л.) бес стоит за дверями корчмы и записывает тех, кто выходит из нее пополуночи.

Остается отметить (как свидетелю и участнику), что в современной Польше традицию запустных пирований блюдут до сих пор. Через колоду, правда, не прыгают (хотя со 100% уверонностью сказать не берусь), но в жирный четверг обжиралово, а в запустный вторник попоища устраивают азартные (причем, практически. в общенациональном масштабе).
Tags: горох и капуста, театр
Subscribe

  • 2 декабря.

    Метео: похолодало конкретно. Местами до -7. Днём. Без снега. Меня спросили, разве так можно, ни о чем не думать? По истечению вечера могу…

  • 1 декабря.

    На улице вместо люминесцентных ламп вкрутили светодиодные. Ночью по квартире можно ходить, не включая свет. Он с избытком бьёт в окна. Полнолуние…

  • (no subject)

    В Гродно был Паб. Мне довелось побывать в пабах в Уэльсе. То, что в Гродно, на то, что в Уэльсе, разительно было непохоже. Причем главная разница - в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments