uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Об усмирении кухней и роли повара 2

о.Людовик Гонсалвеш да Камара припоминает себе такой случай, произошедший в феврале 1555 г. с участием повара.

[243] Два дня назад [ректор], а позавчера Поланко, который замещает нашего Отца, министр вместе с другими отцами получили выговор возле малого столика по приказу повара за то, что пошли на обед с теми, кто относится к коллегиуму и не предупредили его.
Ludwik Gonsalves da Camara SJ, Memoriale czyli Diariusz o św. Ignacym Loyoli 1555, przekład ks. Mieczysław Bednarz SJ, WAM, Kraków 2008.

Дело происходит в Риме. Отец это Игнатий Лойола. А министр, скромно неназванный о.Людвиком, это сам Людвик Гонсалвеш, ибо он исполнял в Римском коллегиуме функцию министра, то есть заместителя ректора по административно-хозяйственным вопросам.
 
О. Людовик,  уточняет в своем дневнике дальше, что
повар приказал так сделать, потому, что наш Отец поручил ему сделать нам выговор, и рассказать тому, кто это будет делать, как он должен это сделать и что при этом сказать.

Для понимания этих дневниковых фрагментов надо учесть три момента связанных с пищевыми практиками иезуитов.


1. Игнатий еде уделяет много внимания. В его "Духовных упражнениях" процессу еды уделено особое место. Это понятно, если на пищу смотреть антропологически, а не механистически. Пища после помещения человеком внутрь себя становится его телом. Через евхаристию, то есть причастие к телу Христа, христиане братаются, ибо после ритуала причастия в теле каждого из них появляется частица тела Христова. Поэтому, кстати, так важно было для студентов коллегиумов участие в ежегодных процессиях Тела Господня.

2. О важности же значения совместного потребления еды для первых иезуитов говорит тот факт, их объединение, еще до утверждения папой уже называлось испанским словом Compania, которое происходит от лат. cum+panus  (вместе+хлеб) и обозначает едящих вместе хлеб. Поэтому отсаживание из-за общего стола за маленький столик по центру рефектория было большим наказанием. Дополнительный устный выговор служил для всех остальных пояснением причины такого наказания. Наказанный едой на малом столике часто отвечал самообвинением (то есть разбором причин своего проступка и обозначением степени личной вины) и наказанием. Наказание же состояло чаще всего в публичном дисциплинировании, то есть в нанесении себе самому чувствительных ударов тонким кожаным ремнем - "дисциплиной".

3. Причиной выговора высшему руководству (ректор, его заместитель - министр, и исполнявший обязанности генерала Поланко) послужил факт их совместной еды за столом коллегиума. Дело в том, что в Риме на тот момент существовали уже несколько орденских домов иезуитов. Члены ордена, принесшие четыре торжественных обета, назывались профессами и проживали в Доме профессов. Выпускники новициата, которые готовились стать священниками и затем только, лет через десять, возможно, профессами, проходили обучение и проживали в Римском коллегиуме. Разница между этими двумя орденскими домами состояла в источнике доходов. Дом профессов жил (и до сих пор так есть) с милостыни или единичных пожертвований, а коллегиум имел постоянный доход от земельного надела или ценных бумаг. Игнатий Лойола настаивал, что бы иезуиты из дома профессов (генерал, провинциал. их помощники и т.д.) не имели никакого отношения к коллегиуму, вплоть до того, чтобы они отказывались садиться за стол. Это делалось для того, чтобы всем было легче исповедоваться по отношению к исполнению монашеского обета нестяжания.

В приведенных выше фрагментах воспоминаний о. Людовика внимание заслуживает момент соблюдения субординации. Проступок совершило верхнее руководство. Выговор выносит некто, кто занимает нижнюю ступеньку в иерархии ордена. И Игнатий Лойола поручает научить(!) его, как это сделать и что именно сказать. Как говорят в американских фильмах: "Важна процедура. И ничего личного." В результате назидаются все.


Tags: sj, Людовик Гонсалвеш да Камара, коадъюторы, коллегиум, отцы-иезуиты
Subscribe

  • 500 лет назад

    Принято считать, что Реформация началась в момент, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям храма в Виттенберге, где проповедовал. Известна…

  • О школьном театре

    Stanisław Windakiewicz, Teatr kolegiów jezuickich w dawnej Polsce Станислав Виндакевич на 4 странице пишет, изучал в Ягеллонской библиотеке…

  • Практики душеполезного чтения (1)

    Memoria brevis fratrum coadiutorum Societatis Iesu. Так по латыни называется книжка Альберта Вийюк-Кояловича, изданная в 1675 г. в типографии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments