uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Коадъютор значит помощник

о. Людовик Гонсалвеш да Камара пишет:

[158] Припоминаю себе, что наш Отец (т.е. Игнатий Лойола) часто говорил, что не желает видеть в Обществе никого, кто хотел бы добиться лишь собственного спасения, и что все должны быть таковы, чтобы сверх того могли помогать другим достигнуть спасения. И когда речь шла о приеме кого-либо или удержании (в Обществе) и Игнатию приводили в качестве довода, что здесь этот кто-либо по крайней мере спасет самого себя, если вступит в Общество или останется в нем, то Игнатий не придавал такому аргументу никакого внимания, а чаще его критиковал. Но этим он не хотел сказать, что только те подходят Обществу, кто владеет знаниями и имеет от природы другие качества, полезные для убеждения ближнего, а то, что только те должны быть допущены в Общество, кто кроме собственного совершенствования, помогал бы добрым примером и тем кто находится в доме, и тем кто во вне его. Поэтому он очень любил братьев коадъюторов, то есть помощников в бренных делах, которых считал набожными приятелями послушания и святой простоты, и привык часто говаривать, что послушание может восполнить толковость. И наоборот, как было выше сказано, никакие природные качества его не удовлетворяли, если не было добродетели и отречения от собственного мнения и воли.

Здесь о.Людовик вновь делает акцент, на том, что Игнатий постоянно удерживал в центре внимания миссию Общества, записанную в Формуле, которую можно изложить буквально в двух словах: "Помогать душам". Чуть ранее в дневниковой записи за 18 февраля 1555 г. о. Людовик фиксирует поиск форм межличностной коммуникации в ордене:

[142] Отцу не представляется правильным, чтобы мы называли друг друга отцами (отец - pater) и братьями (брат - frater), поскольку, если представляется правильным, чтобы мы не имели разных одежд, то также мы должны поступать в нашем способе речи. Он приказал выявить на консилиуме способ речи, наиболее пригодный как в Доме (Профессов), так и в коллегиуме, доложить ему о результате. И предложил, что можно было бы говорить: один из Наших, один из Общества, священник, лаик (брат), а иных случаях называть каждого по имени.

Тем не менее, обращение "отец" к иезуиту-священнику осталось. В каталогах ордена возле их имен и фамилий всегда стоит буква "Р". А вот обращение "брат" (frater), судя по всему, не прижилось, потому что в каталогах, после священников и учителей всегда находится заголовок Coadiutores (помощники) и затем идет список коадъюторов в алфавитном порядке их имен.
Tags: sj, Людовик Гонсалвеш да Камара, коадъюторы, отцы-иезуиты
Subscribe

  • 500 лет назад

    Принято считать, что Реформация началась в момент, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям храма в Виттенберге, где проповедовал. Известна…

  • О школьном театре

    Stanisław Windakiewicz, Teatr kolegiów jezuickich w dawnej Polsce Станислав Виндакевич на 4 странице пишет, изучал в Ягеллонской библиотеке…

  • Практики душеполезного чтения (1)

    Memoria brevis fratrum coadiutorum Societatis Iesu. Так по латыни называется книжка Альберта Вийюк-Кояловича, изданная в 1675 г. в типографии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments