uliaushuk (uliaushuk) wrote,
uliaushuk
uliaushuk

Miscellanea jesuitica (I)

Размышления о роли иезуитского коллегиума в городах Великого Княжества Литовского.
Коллегиум это учреждение, имеющее инфраструктурную и социальную составляющую.

Коллегиум создавался навечно, но в тоже время для каждого из членов сообщества он был временным пристанищем. До момента смерти. Потому что иезуита хоронили в том том коллегиуме, в котором или на пути к которому он умер. Орден был ликвидирован раньше, чем появилась практика хоронить покойников на кладбищах за пределами городской черты. Поэтому в Беларуси иезуиты спят в подземельях своих уцелевших костелов до сих пор. При жизни они были постоянными странниками. Практически ежегодно они перемещались из одного орденского дома в другой и даже за столом трапезной не имели постоянного места.
В ВКЛ коллегиумы были крупнейшими землевладельцами. В работах Я.Н.Мараша подчеркивается огромность их доходов. И тут кроется парадокс. Коллегиумы, то есть учреждения, имели огромные доходы, а их члены не могли их обратить на себя. Ибо каждый иезуит в отдельности совершенствовался в нестяжании, то есть в бедности. Деньги шли на уставные цели: содержание школы, костела и благотворительность. Так, например, Петр Скарга основал благочестивый банк. Банк кредитовал без процентов. Не знаю, продержался ли этот банк до смерти Скарги. Возможно, разорился раньше. В любом случае, с точки зрения светских современников Скарги, такой банк был чудачеством и бесхозяйственной расточительностью. Такой же бесхозяйственностью отличалось сельское хозяйство иезуитов. К своим крестьянам иезуиты пытались относиться как к младшим братьям. Особенно в 16 веке, когда большинство иезуитов происходило из иностранцев-мещан или местной малоимущей шляхты. А крестьяне благополучно наживались на этом отношении.  Об экономической доктрине иезуитов можно узнать из текста 17 века "О лихве". Мне показалось, что это сплошной социализм.
Tags: sj, Мараш Я.Н., Скарга Петр, отцы-иезуиты
Subscribe

  • 500 лет назад

    Принято считать, что Реформация началась в момент, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям храма в Виттенберге, где проповедовал. Известна…

  • О школьном театре

    Stanisław Windakiewicz, Teatr kolegiów jezuickich w dawnej Polsce Станислав Виндакевич на 4 странице пишет, изучал в Ягеллонской библиотеке…

  • Практики душеполезного чтения (1)

    Memoria brevis fratrum coadiutorum Societatis Iesu. Так по латыни называется книжка Альберта Вийюк-Кояловича, изданная в 1675 г. в типографии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments