барашек

о барокко (1)

Кризис литературы (в РП) начался в 70-х гг. 17 в. и лишил местную культуру целого течения светской литературы. Изданная в 1674 г. книга Niepróżnujące próżnowanie (Небездельное безделье) стала последним напечатанном в стране изданием реальной поэзии. Около 1680 г. одно из прежних творческих направлений - религиозно-нравоучительная литература - стало доминирующим и практически единственным течением на книжном рынке. Книги, отклоняющиеся от этого профиля выходили в очень небольшом количестве в анонимных печатных мастерских, в иноверческих типографиях или за границей. Оживление началось после 1730 г. В этом десятилетии начали свою всестороннюю деятельность Станислав Конарский, Анджей Станислав Залуский, а особенно его брат Юзеф Анджей Залуский, основатель Библиотеки Залуских. Он же сформулировал программу этой библиотеки в 1731-1732 гг.
Ч.Гернась, Барокко, В-ва,1973, с. 328.
барашек

Et pastores erant in regione eadem vigilantes et custodientes vigilias noctis supra gregem suum

Если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря. Или у большой реки. Можно и у малой. У малой, но реки. Живущие у моря волны должны слышать, как накатывают на берег волны. Он постоянен этот шум. Его нельзя выключить. У реки все-таки меньше шума. Но когда по ней плывет первый лед, то рождается шуршание. Независимое от тебя шуршание. Конечно, это не шум морских волн, но, все равно, неустранимость шуршания приводит тебя к мысли о вечности. Вечность возникает вдруг и своей холодной бескрайностью делает тебя маленьким и одиноким.
Пастушки несли страж над стадом своим. Только это записано у Луки. Нет там ничего про костер.
барашек

2 декабря.

Метео: похолодало конкретно. Местами до -7. Днём. Без снега.

Меня спросили, разве так можно, ни о чем не думать?
По истечению вечера могу авторитетно утверждать - можно. Мало того, регулярно по вечерам усиленно стараюсь этим заниматься. Не думать о прошедшем дне и ничего не планировать на завтра. Иногда получается. Тогда с утра встаешь отдохнувшим.

Сегодня мысли ворочаются вокруг вокеизма. В этой картинке мира мне досталась роль белого гетеросексуального угнетателя. По определению досталась, то есть с рождения. Раньше не задумывался, а вот уж несколько дней как с этой мыслью осваиваюсь. Сначала было прикольно, а теперь скучно.

Характеристика "белости" whiteness и "черности" blackness относится к телесности. Определение "белый" - к цвету кожи, "гетересексуальный" - к половой телесности, "угнетатель" - к мускульному напряжению (гнуть, нагибать). Вот эта-то концентрация на телесности при ближайшем рассмотрении и есть тоскливо скучна. В пределе полагается, что счастье будет достигнуто в момент телесного равенства, когда тех, кто гомо-, и тех, кто гетеро-, станет одинаковое количество, и возлягут они рядом "аки лев и ягненок в раю", испытывая при этом (опять же в пределе) индивидуальный посильный своему телу оргазм. Если же оргазм случится неодинаков, то опять вернется неравенство и зависть. По сути, граждане лепят (слепили) себе очередного "Тельца" для поклонения. А под оболочкой его - все тот же смертельный холод и тьма.
geo

Wokeism: идеология

Достойный юзер redstarcreative написал несколько комментариев, где кратко охарактеризовал историю и нынешнее состояние господствующей в свободном мире идеологии. Тема для многих крайне актуальная, а такого краткого и ясного изложения еще поискать. Этот юзер потом сам перевел свои комментарии в небольшой текст и прислал мне личным сообщением. Я предложил ему это разместить в его журнале, но он не стал этого делать. Мне жалко, если пропадет - хорошая же вещь.

Поэтому размещаю эту работу юзера redstarcreative

Идеология wokeism'а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Collapse )
барашек

1 декабря.

На улице вместо люминесцентных ламп вкрутили светодиодные. Ночью по квартире можно ходить, не включая свет. Он с избытком бьёт в окна. Полнолуние из-за этого стало незаметным. Но его действие осталось. Проявляется в тревожных производственных снах. Снится конец года, отчёты.
В каком-то другом мире отчёты дают руководству инфу о пройденном пути и потраченном бензине. Но это в книжных мирах про бизнес-успех. В текущем мире, где бензин не выделяется, а движение требуется, для отчёта необходимо найти признаки движения и ими отчитаться. Иначе перестанешь быть хорошим в глазах... То есть расстроишь руководство. А оно не любит неуспешных. Или это ты сам себя неуспешного не любишь? Ты ведь сам себе руководство.
Мечта клерка - жизнь в стране Мальборо. Там вожделенная страна свободы. Едешь себе на лошадке и никаких отчётов. Кажется, в этом причина успеха бренда. Интересно, ковбой Мальборо знает, что в отсутствие внешнего руководства его личный организм потребует у него отчёта за его любимую, но вредную привычку? От своего организма не убежать...
К чему это все? Да к полной луне наверное... В спящем теле краткий вздым жизненных соков порождает рахитичный позыв к полету.
барашек

Интерпретации

К семинару магистрантам было предложено подготовить интерпретацию произведения искусства, например, с сайта минского Национального художественного музея. На семинар прибыли только магистрантки.
Первое выступление было посвящено картине Василия Пукарева "Неравный брак". Магистрантка выбрала ее сама из сотни возможных вариантов и изложила традиционный вариант истолкования "неравенства" на основе оппозиции "бедная бесправная юность" vs "богатая властная старость". Затем постулировала, что так, как на картине, поступать плохо, и юность под гнетом старости будет страдать.
Я спросил, из чего это следует?
Пошла дискуссия. Из выступлений моих оппоненток стало ясно, что несмотря на отсутствие прямых доказательств, страдательное будущее юной героини картины должно быть каждому понятно на интуитивном уровне.
Тогда я обратил их внимание на точку кульминации картины - полусогнутый указательный палец невесты.
- И что в этом? - спросили четыре исполненные возрастной правоты юные девы.
- Вопрос в том, невеста сейчас разогнет палец для кольца и станет женой со всеми правами и обязанностями жены? или же сожмет руку в кулак и спрячет за спину: "А гори оно все гаром, умру, а за старого козла я не пойду"? Почему вы решили, что сейчас решается ее судьба, а не решается его судьба? Почему вы решили, что этот весьма пожилой мужчина тотально уверен в себе? И почему старый - значит плохой? Уж не говорит в вас агрессивный эйджизм?

Дальше веселее. Второе выступление посвящено двум фотографиям Ирвина Пенна, на которых Пабло Пикассо в шляпе. Ему на фотках уже за 70. Но в интерпретации магистрантки он вполне себе интересный мужчина, достойный нравиться женщинам.

Спрашиваю, а с чего бы это вас на такую специфическую тематику пробило? - Смеются.

Сейчас подумалось, что их выбор навеян контекстом информационного поля.
moj lik

Религия и атеизм: наблюдение



Религиозность не связана с уровнем образования, но с природой тех или иных людей, с их душевной "конституцией", т. е. фундаментальными психическими структурами. Я вот вроде не совсем уж необразованный, но с самого детства был человеком религиозным, хотя религиозность эта и её аффилиация на протяжении жизни менялись, обретая свои неповторимые, иногда странные и не всегда непротиворечивые черты. Мир и бытие как таковое всегда были для меня чудесной и одновременно ужасной тайной (mysteriums tremendum et fascinans), а отнюдь не банальной самоочевидностью.

Collapse )

Читая старые газеты

https://istoriograf.livejournal.com/234334.html
В статье из "Минских епархиальных ведомостей" за 1910 год:
"По переписи 1897 г. число бѣлоруссовъ-католиковъ достигло 1027,6 т. или 18,8 % всего бѣлорусскаго населенія, а число малороссовъ-католиковъ только 342,0 т. или 4,4 % всего малороссійскаго населенія въ губерніяхъ. Громадная разница въ численности совращенныхь между бѣлоруссами и малороссами объясняется различіемъ въ характерахъ этихъ племенъ; тихій, мало развитый бѣлоруссъ былъ способенъ только на пассивное сопротивленіе, тогда какъ болѣе живой изворотливый малороссъ, отстаивая свою вѣру и народность, многократно прибѣгалъ кь воруженнымъ возстаніямъ и даже набѣгамъ въ Бѣлоруссію для защиты мѣстнаго православнаго населенія, и благодаря этому, болѣе чѣмъ на сто лѣтъ ранѣе освободился изъ подъ владычества Польши".
склад

Здравствуй, школа!

"Сельская школа для мальчиков и девочек", ок.1670.

© National Galleries of Scotland, Edinburgh
Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626, Лейден – 3 февраля 1679, там же) – художник Золотого века Голландии, непревзойденный мастер бытового жанра. Картины Яна Стена наполнены сатирическими образами современников, искрометным юмором и беззлобной иронией. Живописец также творил в портретном, пейзажном и историческом жанрах, но именно работы на бытовую тематику принесли ему всемирную известность.

зы: кликабельно до возможности углядеть сову.
СУПчика хочится

И на арену выходит другой отец. Отец лжи....

В продолжение темы "Примите сердечные поздравления..."


"Обращение архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия к клиру и пастве Гродненской епархии

14/08/2020 - 16:09



Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры во Христе!

Мы с вами переживаем тяжёлый период нашей истории, уже омрачившийся пролитой в результате насилия кровью. Чего, казалось бы, мы, в нашей мирной и спокойной Беларуси, не готовы были ожидать ни при каких условиях. И, тем не менее, - это случилось.

И случилось, очевидно, потому, что нельзя играть с Правдой, коверкая и кромсая её в угоду политической целесообразности. Ибо Правда – это тот ценностный феномен и смысловая категория, за которой стоит – БОГ! И если Правда берётся в кавычки и лёгким движением руки превращается в ложь, то попирается Тот, Кто - Отец Правды! И на арену выходит другой отец. Отец лжи. Которого, как мы знаем из Слова Божия, зовут – Дьявол! И ещё мы о нём знаем, что «Он был человекоубийцей от начала» (Ин. 8, 44).
Collapse )